Форум » Дискуссионная площадка » Гипотетическая катастрофа XVI века? » Ответить

Гипотетическая катастрофа XVI века?

Uf,jdbx: В вышедшей в конце 2006 г. книге гейдельбергского научного архивариуса и социолога по профессии Ульриха Томаса Франка «Пан-Европа или окончательное падение «римской империи»» (см. [Франц]) сформулирована гипотеза о крупной природной катастрофе в начале XVI века. В свое время он участвовал в работе моего Исторического Салона в г. Карлсруэ. Еще до выхода книги в свет, ее автор произнес в конце октября 2006 г. на Историческом Салоне г. Потсдама доклад, в котором изложил основные аргументы в пользу своего катастрофического предположения. В основном они носят косвенный характер и приводят его к гипотетической датировке катастрофы, которую он приписывает космическому обстрелу (падению крупного метеорита в Средиземное море), годом 1527. В историю эта катастрофа вошла - по мнению Франца – как разрушение Рома французами в 1527 г. Не вдаваясь в физические детали, Франц считает, что вследствие импакта огромное количество воды Средиземного моря испарилось и выпало в качестве осадков над всей Европой и Северной Африкой. Эти водные массы, стекая в долины рек и к морям, привели к тяжелейшему наводнению вдоль речных долин (в том числе и в долине Рейна) и на морском побережье Средиземного моря, которое и затопило практически все расположенные вдоль рек и названного моря города, погребло их под лавиной песка и глины, снесенных водными массами с окружающих гор и холмов. Именно этот всемирный потоп, длившийся в течение недель, и вошел – по мнению Франца – в Библию, возникшую вскоре после этого. Эта разрушительная природная катастрофа привела к уничтожению существовавшего общественного порядка, к возникновению (лишь в это позднее время) феодальных отношений, к ограблению рыцарями целых коммун, к захвату ранее общинных земель, к появлению частной собственности, мало распространенной в цивилизации живших до этой катастрофы кельтов, в появлении денег и, главное, ограбления народа при помощи процентов. Чтобы стереть из памяти существование другого, более справедливого общества перед катастрофой, проводилось уничтожение книг и заполнение прошлого времени придуманной историей, полной феодальных войн и кровавых сражений. Вроде бы направленная на стирание из памяти неприятных воспоминаний о разрушительной природной катастрофе и последовавшем за ней потопе, эта виртуальная история в еще большей мере должна была обеспечить исчезновение из народной памяти существования общества без разорительных кредитов и феодальных поборов, общества, которое было в высшей степени продуктивным именно ввиду своего эгалитарного характера. Вот основные косвенные улики, называемые Францем. • «Древнеримские» города севернее Альп, которые все располагались на берегах рек (в основном, бассейна Рейна) лежат сегодня, как и Рим и многие старинные города на побережье Средиземного моря, под толстым слоем песка и ила. Это явно след солидной природной катастрофы. • Кёльнский Домский собор начали якобы строить в 1248 г., но потом из-за недостатка средств строительство было прервано и возобновилось только в 1528 г. Более реалистично предположить, считает Франц, что его строительство просто было начато в 1528 г, что дает автору возможность датировать предполагаемую катастрофу приблизительно 1527 г. • Многие римские мавзолеи расположены на территории Германии, но и во Франции на толстом слое песка и не содержат могилы. Автор интерпретирует это так, что из-за катастрофы погибли римские военноначальники и представители богатых семей и их тела не были найдены, так что вопреки традиции «римского» (на самом деле – кельтского) времени пришлось сооружать могильные памятники, несмотря на отсутствие могилы. • Массовое закрытие монастырей и других религиозных учреждений, приписываемое реформации (Франц считает, что их начали закрывать еще католики, которые только после потопа и создали свою религию) Кроме того, он рассматривает многочисленные следы прерывания традиции, приходящиеся на начало рассматриваемого столетия, которое характеризуется – не только им – как время перехода от средневековья к новому времени.. Например в архитектуре: • Надписи на каменных памятниках наносились до этого времени краской, о чем сегодня история предпочитает умалчивать, после этого времени – вырубались в камне. • Почти все каменные строения «древнеримского» (а на самом деле кельтского) лимеса сооружались из каменной кладки без применения строительного раствора, что является типичным именно для кельтов. Отдельные башни, сооруженные с применением строительного раствора, Франц относит к более позднему - послепотопному - времени и их сооружение объясняет изменением ситуации вокруг кастелей в эту пору. • Легализация процентов в Нидерландах в 1541 и в Англии в 1371 г. • Возникновение еретических движений за отмену частной собственности и раздел имущества, неприменение насилия и социальную справедливость (Франц считает их выразителями идеологии допотопного общества) • Не обоснованное никакими техническими или и иными причинами разделение книг на инкунабулы и книги, напечатанные после начала XVI века. Франц приходит к выводу, что до рассматриваемой им катастрофы «римское» общество было чисто кельтским и только после катастрофы в нем начинает проявляться сильное «римское», а на самом деле итальянское влияние. При этом достижения XVI века и замалчиваемое с момента катастрофы техническое развитие двух предыдущих кельтских веков начали приписывать римлянам, которых потом сочли необходимым удревнить, представить, как якобы существующих уже около двух тысяч лет. При этом однако, получается, что • Якобы античные строения имели сделанные из хорошо оттесанных прямых и длинных балок потолки, что демонстрирует существование механических пил, приводимых в действие силой водяных мельниц (явно весьма позднее техническое развитие). • Античные сюжеты практически полностью отсутствуют в искусстве средневекового периода и появляются именно в рассматриваемое «ренессансное» время. • Сдожные технические сооружения, какими являются рыцарские шлемы XVI века практически идентичны «дренеримским» шлемам, для которых не сущесмтвовало в вудуманной античности соответствующей развитой технологии. • Более того, приписываемое древнеримским императорам воинское снаряжение (латы и прочее) ничем не отличимы по степени техническойго совершенства и по приемам украшения от таковых правителей послепотопной поры XVI века. Кроме того, Франц находит многочисленные свидетельства тому, что «римские» кастели (слово, родственное английскому castle, что означает «замок»; происходит от латинского castellum, что переводится как укрепленное место, форт, укрепление, крепостца, укрепление или фортификационное сооружение, но и оплот или прибежище), кстати тоже расположенные в основном по берегам рек, что скорее свидетельствует об их связи с торговлей, чем с ведением оборонительных войн (в последнем случае было бы естественнее ожидать их сооружения на холмах) не были стоянками гарнизонов, своего рода крепостями, а всего лишь таможенными станциями, в которых, конечно, взимались пошлины, но и обеспечивалась безопасность купцов и их товаров, защита от возможных нападений и удобство участия в ярмарках. В этой связи интересно, что при раскопках в кастелях находят крайне мало оружия, а в основном мирный лошадиный инвентарь, что скорее свидетельствует о наличии в кастелях станций, где меняли лошадей, чем о конюшнях конных воинских частей. Франц отмечает многочисленные анахронизма, перемещающие античность в позднее средневековье. Например, такие: • Упоминание стеклянных зеркал в Библии. • Отсутствие у «римских» лошадей кованных подков несмотря на наличие дорог с каменным покрытием и глубоких колейных выемок в этих дорогах. • Отсутствие в «древнем» Риме конских стремян, металлических или кожаных, несмотря на якобы присутствие металлических удил и других металлических деталей конской сбруи. Не сомневаюсь, что гипотеза о столь поздней дате всемирного потопа вызовет настороженное отношение у многих читателей. Должен честно признаться, что у меня теория Франца в качестве первой реакции вызвала желание объяснить все перечисленные им явления при помощи более ранней катастрофы XIV века, рассмотрением которой я занят уже несколько лет и которая будет представлена на суд читателей ниже. Это, безусловно, нетрудно сделать в случае рассматриваемого им прекращения поступления из стран Востока пряностей, которые из имевших широкое распространение элементов кухонной и гастрономической культуры превратились в элементы роскоши, доступные только феодальной и финансовой верхушке общества. С тех пор возникла традиция не применять пряности в связи с вином и пивом, а в народной кулинарии использовать их только в редчайших случаях на исключительно важные праздники (печенье на Рождество и т.п.). Пока, безусловно, рано принимать какое-либо решение о правдоподобности теории Франца. Она, без сомнения, заслуживает серьезного внимания и научного обсуждения, которое, надеюсь, и спровоцирует его прекрасно написанная и охватывающая широчайший фронт исторических явлений – в том числе и таких, которые пока мало учитывались исторической аналитикой – книга.

Ответов - 1

Eino: Больше всего обиделся на критику сам автор, который перестал появляться в форуме, отвечать на письма и вообще контактировать кого-либо из критиков. Я, как модератор, старался сосредоточиться на том, что мне в книге понравилось, но совершил дипломатическуб ошибку: напомнил на форуме о существовании отрицательного, даже резко отрицательного отзыва, написанного и опубликованного нашим швейцарским коллегой д-ром Пфистером. И хотя и я сам, и большинство участников дискуссии разгромного мнения Пфистера не разделили, все-таки автор именно на меня больше всего и обиделся.



полная версия страницы